- Оглавление статьи:
- 1. Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка;
- 2. Какие документы нужны для разрешения на условно разрешенный вид использования;
- 3. Окончание процедуры получения разрешения на условно разрешенный вид использования.
Здравствуйте, мои уважаемые читатели.
Продолжаю серию о разрешенном использовании земельных участков этой статьей о том, как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В предыдущих статьях я рассказывал что такое виды разрешенного использования земельных участков и как изменить основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков.
Градостроительный кодекс в статьях 37 и 39 определяет, что для установления условно разрешенного вида использования нужно получить разрешение уполномоченного органа администрации муниципального образования.
Объясняю как это сделать.
1. Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования – это муниципальная услуга, весь порядок предоставления которой определен административным регламентом. Соответственно, если вы хотите знать, как получить это разрешение в вашем населенном пункте – нужно изучать административный регламент.
Административные регламенты для всех муниципальных услуг доступны на официальных сайтах администраций муниципальных образований.
Сразу оговорюсь – процедура может отличаться в зависимости от региона и даже муниципального образования.
В первую очередь необходимо определиться с перечнем условно разрешенных видов использования, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Для этого нужно изучить Правила землепользования и застройки (далее – ПзиЗ), утвержденные в муниципальном образовании. В составе ПЗиЗ для каждой территориальной зоны предусмотрен градостроительный регламент. Определяем, в какой территориальной зоне находится участок, и изучаем установленный для этой зоны градостроительный регламент.
Из градостроительного регламента станет понятно, какие виды разрешенного использования можно установить для вашего участка в качестве условно разрешенного вида.
ПЗиЗ для любого муниципального образования можно найти либо на официальном сайте администрации, либо на сайте fgistp.economy.gov.ru.
После того, как необходимый условно разрешенный вид использования участка выбран, нужно обратиться за выдачей разрешения на него в уполномоченный орган.
Обратите внимание, если в перечне видов условно разрешенного использования земельных участков градостроительным регламентом не предусмотрен необходимый вам вид, значит получить на него разрешение нельзя. В этом случае надо проходить процедуру внесения изменений в сами Правила землепользования и застройки.
В целом, получение разрешения на условно разрешенный вид использования (далее – условно разрешенный ВРИ) состоит из следующих этапов:
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения и необходимыми документами.
- Рассмотрение заявления уполномоченным органом.
- Публичные слушания по вопросу предоставления условно разрешенного ВРИ.
- Подписание разрешения на выдачу условно разрешенного ВРИ или мотивированного отказа главой администрации.
- Установление условно разрешенного ВРИ в отношении земельного участка государственным регистратором Росреестра.
Вся процедура в уполномоченном органе бесплатна.
Дополнительные расходы:
- оплата извещения о проведении публичных слушаний и об их результате в официальном печатном издании (газете);
- оплата необходимых дополнительных документов.
Сроки рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ везде разные.
В Оренбурге, например, это не более 70 дней. В Санкт-Петербурге – не более 97 дней.
Необходимо понимать, что любое обращение в административный орган связан с человеческим фактором. Поэтому, указанные сроки – лишь ориентировочные цифры на бумаге и не более того. К примеру, в 2017 году я восемь (!!!) календарных месяцев ждал только одного – когда глава города подпишет разрешение.
Если вся процедура заканчивается благополучно, то вы получаете распорядительный акт уполномоченного органа о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка.
С полученным актом обращаемся в Росреестр через МФЦ с заявлением об установлении участку условно разрешенного вида использования, на которое получено разрешение. Это бесплатно, государственную пошлину платить не нужно.
По результатам рассмотрения заявления, в ЕГРН будут внесены сведения о новом условно разрешенном виде использования. С этого момента, собственник участка имеет право использовать земельный участок под новое целевое назначение.
Остановимся на некоторых моментах детальнее.
2. Какие документы нужны для разрешения на условно разрешенный вид использования.
Выдача разрешения на условно разрешенный вид это муниципальная услуга. Соответственно, весь перечень документов, которые необходимо представить, определяется административным регламентом.
Градостроительный Кодекс никаких документов, кроме заявления, не упоминает (п. 1 ст. 39 ГрК РФ).
Рассмотрим на примере города Оренбурга. Услугу оказывает Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города (далее – ДГиЗО).
Административный регламент говорит о следующих документах:
- Заявление по форме согласно приложения к Административному регламенту;
- Документы, удостоверяющие личность гражданина (не требуются в случае, если представление документов осуществляется в электронном виде);
- Копия доверенности (в случае если заявление подается представителем);
- Согласие всех собственников земельного участка и объекта капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, на изменение вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства (за исключением случаев, если заявитель является единственным собственником земельного участка и объекта капитального строительства).
Заявление о выдаче разрешения – подается через МФЦ в ДГиЗО.
Согласие всех собственников нужно тогда, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Согласие нужно в свободной форме в письменном виде с обязательным указанием паспортных данных. От всех собственников. Здесь без вариантов и это обязательно. Не будет согласия – будет отказ в выдаче разрешения.
Есть еще перечень документов, которые представлять необязательно. Эти документы ДГиЗО может запросить самостоятельно:
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, если заявителем является юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
- Документы о правах на земельный участок, если право зарегистрировано в ЕГРН;
- Документы о правах на объект капитального строительства или на помещение, являющееся частью объекта капитального строительства, если право на здание, сооружение зарегистрировано в ЕГРН (при наличии на земельном участке объекта капитального строительства).
Мой совет: представить эти документы вместе с заявлением. Во-первых, это не сложно. Во-вторых, сократит время работы бюрократической машины.
И есть еще один важный документ, который прямо не указан в административном регламенте, но без предоставления которого в городе Оренбурге вам откажут.
Этот документ называется проект обоснования условно разрешенного вида использования. Такой проект может подготовить любая проектная организация, стоимость от 10 000 рублей.
Необходимость его представления вытекает из оснований для отказа в выдаче разрешения:
— отсутствие возможности обеспечить соблюдение требований технических регламентов (нормативов и стандартов) и иных обязательных требований, установленных в целях охраны окружающей природной и культурно-исторической среды, здоровья, безопасности проживания и жизнедеятельности людей, нормативов градостроительного проектирования;
— отсутствие возможности обеспечить соблюдение прав и интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, иных физических и юридических лиц в результате применения указанного в заявлении вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Проектом обоснования будет подтверждаться наличие возможности обеспечить указанные требования.
Подведу итоговый перечень документов, которые нужны для разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в Оренбурге:
- Копия паспорта заявителя;
- Копия доверенности (для представителя);
- Согласие всех собственников земельного участка и объекта капитального строительства (если эти объекты находятся в долевой собственности);
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, если заявитель юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- Выписка из ЕГРН или иной документ о праве (если право не зарегистрировано в ЕГРН);
- Проект обоснования условно разрешенного вида использования.
Отмечу, что в других муниципальных образованиях вместо проекта обоснования могут потребоваться иные документы либо дополнительные.
К примеру, вот перечень документов, обязательных к представлению в Санкт-Петербурге:
- Схема организации земельного участка и пояснительная записка. Пояснительная записка содержит сведения в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524:
- о функциональном назначении предполагаемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства;
- о расчете потребности в системах социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения;
- о расчетных параметрах планируемого строительства или реконструкции объекта капитального строительства.
- Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца (предоставляют Заявители — физические лица и представители Заявителей — физических и юридических лиц).
- Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Заключительные моменты по получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
С момента подачи заявления и всех необходимых документов в уполномоченный орган других активных действий от заявителя не требуется.
Дальше заявление будет рассматриваться уполномоченным органом по блок-схеме, предусмотренной административным регламентом.
Если уполномоченный орган не установит оснований для отказа в выдаче разрешения, то по вопросу предоставления запрашиваемого условно разрешенного вида использования будут объявлены публичные слушания.
Проведение публичных слушаний обязательно. Без них процедура будет незаконной и может быть отменена.
Исключение составляет случай, когда испрашиваемый разрешенный вид использования участка по инициативе заявителя уже был ранее включен в градостроительный регламент в качестве условно разрешенного вида.
О проведении публичных слушаний публикуется извещение в местной общественно-политической газете. Расходы на публикацию несет заявитель.
Собственники земельных участков, смежные с участком заявителя, дополнительно извещаются о проведении публичных слушаний заказными письмами.
На публичные слушания может прийти любой житель города и высказать свое мнение по предмету обсуждения.
По результатам проведения публичных слушаний уполномоченный орган готовит заключение о результатах общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которое также подлежит опубликованию за счет заявителя.
На основании такого заключения заявителю либо выдается разрешение на условно разрешенный вид, либо мотивированный отказ.
Отказ можно обжаловать в суде.
Основания для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования также предусматриваются административными регламентами.
Одно из оснований предусмотрено п. 11.1 ст. 39 Градостроительного Кодекса:
Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
В двух словах это означает, что если на земельном участке выявлено наличие самовольной постройки, то в выдаче разрешения откажут. Разрешение можно будет получить только после ее оформления или отказа суда в ее сносе или приведении в соответствии требованиям закона.
Это основание включено без исключения в административные регламенты всех муниципальных образований.
Для примера привожу иные основания отказа в городе Оренбурге:
- Нераспространение на соответствующую территорию действия градостроительных регламентов либо отсутствие для соответствующей территории градостроительного регламента;
- Отсутствие в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- Отсутствие возможности обеспечить соблюдение требований технических регламентов (нормативов и стандартов) и иных обязательных требований, установленных в целях охраны окружающей природной и культурно-исторической среды, здоровья, безопасности проживания и жизнедеятельности людей, нормативов градостроительного проектирования;
- Отсутствие возможности обеспечить соблюдение прав и интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, иных физических и юридических лиц в результате применения указанного в заявлении вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- Наличие судебных актов, препятствующих предоставлению муниципальной услуги.
В принципе, это основная информация, которую нужно знать для проведения всей процедуры самостоятельно. Какие-то отдельные подробности, это уже частные практические случаи, с которыми нужно разбираться отдельно.
Спасибо. Конец.