Тема публикации:
Наложение границ земельных участков на автомобильные дороги, крупнейший проект в практике.
Рубрика:
Судебная практикаДата публикации:
06 августа 2022
Тема публикации:
Рубрика:
Судебная практикаДата публикации:
06 августа 2022
Правовая ситуация: Принял участие в исполнении государственного контракта на комплекс кадастровых работ по учету земельных участков под федеральными дорогами. Стоимость контракта 47 000 000 рублей.
Сложность: очень высокая.
Полученный результат: положительный.
Заказчик: Крупная кадастровая компания ООО «НПП «Геокоминвест».
Сроки: с 2019 по 2021 годы.
Все мы знаем, что есть федеральные трассы, по которым осуществляется движение автотранспортных средств из одного региона в другой.
Но не все понимают, что автомобильная дорога это объект права со сложным правовым режимом.
Определение автомобильной дороги (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения) дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. 14.11.2007):
автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Понятие полосы автомобильной дороги дано в пп. 15 п. 1 ст. 3 того же закона:
полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
А также действует Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» с расшифровкой состава неотъемлемых технологических частей федеральных автомобильных дорог:
земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что автомобильная дорога — это сложносоставной объект права, который состоит из нескольких элементов:
Помимо этого, в силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ земли под такими дорогами считаются разграниченными и относятся к федеральной собственности.
Наложение границ сторонних участков на федеральные дороги в большинстве случаев выглядели в трех вариантах:
Представляется, что оснований для включения федеральных (равно как и регионального и межмуниципального, местного значения) дорог в границы земельных участков, находящихся в частной собственности, нет.
В противном случае получается, что у правообладателей таких участков есть как бы доля, право на автомобильную дорогу. То есть, можно утверждать о переходе части автомобильной дороги из государственной собственности в частную, так как автомобильная дорога — в первую очередь именно земельный участок, а потом уже всё остальное.
На мой взгляд, такая ситуация действующим законодательством не допускается и однозначно свидетельствует о нарушении правил определения накладывающихся границ земельных участков.
В контексте причин подобных ситуаций полагаю уместным вспомнить:
при определении границ земельных участков, должны учитываться границы, совпадающие с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т.д.).
согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
Простым языком, если кадастровый инженер при межевании земельного участка видит автомобильную дорогу, то он должен рассчитать нормативную величину её полосы отвода, определить границы участка вдоль неё и согласовать границы с уполномоченным на управление дорогой учреждением.
Кадастровые инженеры этого не делают. Границы земельных участков сельскохозяйственного назначения при кадастровых работах определяются картометрическим методом. То есть, по старым картам землеустройства (проектам перераспределения, схемам севооборота и т. п.).
Определить на этих картах точное местоположение дорог невозможно. А если ехать на местность и делать съемку вручную, то это многие километры дорог и стоить такая работа будет очень и очень дорого.
Это не мои выдумки. Такие объяснения давали сами кадастровые инженеры, которых привлекали к участию в деле.
Помимо сельскохозяйственных земель был ряд земельных участков, существование которых не поддавалось оправданию.
К примеру, один земельный участок муниципальной собственности в форме квадрата. Его границы были учтены аккуратно по середине федеральной трассы ромбом. Вид разрешенного использования участка — индивидуальное жилищное строительство. Каким ветром его туда занесло так никто и не узнал, администрация иск проигнорировала.
Вот так выглядела общая картина в целом.
Моя жизнь разделилась на до и после.
В первую очередь задача стояла всё это подать в суд. За 2 месяца каждый участок подать отдельным иском было очевидно невыполнимой задачей. Просто физически это невозможно.
К тому же, были неизвестны адреса ответчиков. Адрес ответчика обязательное содержание иска иначе его никто не примет.
После подачи исков надо было принимать участие в заседаниях, обрабатывать все возражения, писать пояснения и т. п. В общем, полноценно сопровождать судебные процессы.
Вариант участия в таких 205 процессах отпадал сразу, я бы просто не справился.
Стратегический выход из ситуации был найден такой:
Всё это было сделано с мыслями «Главное подать, а там что будет».
Даже подготовка подобных исков была определенным вызовом. В отношении каждого участка требовалось описать характеристики наложения, указать координаты характерных точек наложения и координаты характерных точек, в которых необходимо установить границы участков в целях устранения наложений.
В некоторых участках список координат занимал десятки листов. И таких участков было много.
Большая часть исков получалась на 100 — 300 двусторонних листов бумаги, 10 шрифтом Book Antiqua.
Но тем не менее, стратегия была реализована. К моему удивлению, в общих чертах она оказалась успешной и помогла сохранить контроль над ситуацией.
Конечно без проблем не обошлось.
Многие суды просто отказывались принимать иски под любыми предлогами. Абсурд доходил до зашкаливающих пределов. Приходилось обжаловать. Иногда по несколько раз.
В конце-концов все иски были приняты к производству. Какие-то сразу, какие-то позже. В одном районе удалось добиться принятия иска только к началу 2020 года, когда в некоторых других районах уже даже были приняты решения по существу.
С привлечением ответчиков отдельная история.
Каждого собственника надо привлечь к участию в деле, каждому выслать исковое заявление с приложениями и каждого суд должен известить повесткой. Придет или нет — вопрос десятый. Но процессуальные требования должны быть соблюдены.
Много судов отказывались оказывать процессуальное содействие и истребовать копии реестровых дел. Приходилось просить, уговаривать и писать жалобы.
Далее приходили кипы реестровых дел, которые перебирались в поисках адресов, т. к. у многих пайщиков право собственности было не зарегистрировано и Росреестр не мог суду предоставить сведения о месте регистрации ответчиков. Где-то эту работу на себя взял аппарат суда. Где-то пришлось заниматься самому.
В некоторых районах приходилось брать штурмом местные администрации и требовать оказания содействия в получении адресов.
Но любая дорога когда нибудь да заканчивается. Все ответчики были привлечены и извещены.
Из-за объема дел описать рассмотрение каждого невозможно. Наиболее интересные дела этого проекта будут опубликованы в отдельных обзорах.
Из-за специфики таких дел они не сильно распространенны и однозначно сложившейся практики нет. В большинстве судов я столкнулся с непониманием ситуации со стороны судей. Много сил ушло на то, чтобы донести позицию и найти это понимание.
Проблемой стало и непосредственная необходимость участия в судебных заседаниях. Расстояние от областного центра до некоторых районных судов составляло больше 200 км. Всю осень 2019 года я каждый день в 6 утра выезжал в районные суды. Иногда за день приходилось ехать сначала в один суд, а потом в другой, проезжая по 700 — 800 км.
В какой-то мере оправдались мои ожидания о том, что не все ответчики будут непосредственно участвовать в процессах и возражать по существу. Примерно процентов 20 — 30 от общего числа ответчиков я не видел и на процессах они не появлялись.
Иски по этим участкам были удовлетворены достаточно быстро.
Но тех, кого видел, хватило более чем.
В целом рассмотрение дел проходило по следующему сценарию:
Из 205 участков только по одному был отказ в иске, т. к. эксперт не подтвердил наложение его границ на автомобильную дорогу. По одному участку мы сами отказались от требований, потому что это был единственный собственник который представил землеустроительное дело с актом согласования, подписанного ФКУ Упрдор «Приуралье».
Таким образом, считаю проект успешным и выполненным в полном объёме.
Последнее дело было рассмотрено весной 2021 года.
Заказчик положительно закрыл государственный контракт.
Большинство ответчиков высказывали мнение о том, что таким образом у них отнимали землю.
Многие приходили и не понимали о какой дороге идет речь, ведь на их полях никаких дорог нет.
На самом деле, никто ничего не отнимал и фактический объем земельного массива у ответчиков не уменьшался. Изменения происходили только в сведениях ЕГРН.
Федеральные дороги строились еще в советское время, когда вся земля принадлежала государству. Приватизация земель происходила в период земельной реформы 1990-х годов, когда автомобильные дороги уже существовали и они никогда не относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Поэтому, подобных наложений не должно быть, в принципе.
Фермеры под земельным участком понимают поля, которые они обрабатывают. Юридически же земельный участок — это земля в пределах юридических границ участка. По землям с/х землях фактическое землепользование практически никогда не совпадает с юридическим.
Выглядит это приблизительно следующим образом:
Зеленым обозначена дорога. Синим и голубым — земельный участок, фактически используемый под с/х производство. Красным — юридическая граница этого земельного участка, внесенная в ЕГРН.
Для определения юридических границ земельного участка подобным образом нет никаких оснований. А именно так в большинстве случаев выглядела ситуация.
Фактическое местоположение ни дороги, ни земельного участка не менялось. Фермеры как работали на своем поле, так и оставались на нем работать.
Разница между фактически используемым участком и его юридической границей — мертвый груз, который объективно никакой пользы не несет. Кроме лишней налоговой базы на пустом месте.
Поэтому, в подобных случаях собственники участков от удовлетворения заявленных исков фактически ничего не теряют.
В общем, совесть меня не мучала.
Зато вид красивых, отремонтированных дорог радует глаз. По которым, кстати, езжу не только я.
Хотелось бы отметить, что далеко не каждому практикующему юристу или юридической фирме удаётся принять участие в подобных проектах. А довести такую работу до положительного результата способны единицы.
Рекомендательное письмо заказчика: